Берёза... именно об этом необыкновенно красивом и женственном дереве сложено большое количество песен и стихов, мифов и легенд, былин и преданий. Берёза – это гордость и символ народа, живущего на Руси. Её часто называют деревом жизни.

Если верить польским легендам, то берёза – это благословенное дерево, которое помогло укрыться Христу и Богородице от грозы и ветра, а согласно русским преданиям, дерево укрывало от преследований нечистой силы Св. Параскеву-Пятницу. Сербские легенды гласят о том, что прутьями берёзы били Христа, поэтому дерево считается проклятым.

Во многих славянских сказках встречается сюжет о превращении русалки или молодой девушки в берёзу. В одной из них рассказывается о красивой русалке, жившей в лесном озере. Она любила по ночам выходить из воды и гулять под луной. С первыми лучами солнца русалка пряталась под воду, но в один прекрасный день она увлеклась и не заметила, как на небе появился бог солнца Хорс. Увидав такую неземную красавицу, он тотчас в неё влюбился. Русалка поспешила скрыться в глубинах озера, но Хорс её не отпустил и превратил в белоствольную берёзу.

О природных и лечебных свойствах берёзы, а также о её происхождении часто говорят библейские предания. В поверьях восточного Полесья рассказывается о том, что берёзы – это дочери Адама – первого человека на земле, - которые вросли в землю своими длинными косами, а сок берёз – это их слёзы.

Белый цвет ствола берёзы в поверьях объясняется тем, что когда Иуда захотел повеситься на ней, она побелела от страха. В других преданиях повествуется о том, что сок берёзы – это слёзы дерева. Легенды гласят, что слёзы берёз имеют лечебные свойства и помогают от всех болезней.

Во многих фольклорных жанрах, например, русских былинах, сказках, балладах, происхождение берёзы связывают с превращением в неё девушки, обиженной близкими людьми, а в белорусской народной песне поётся о берёзе, которая выросла на могиле невесты, умершей от руки злой свекрови.

В славянской культуре берёза символизирует женское начало. Женская символика проявляется в различных обрядах, связанных с лечением детских болезней: издавна девочек носили к берёзе, веря в её магические и целебные свойства.

В обрядах, связанных со сватовством берёза тоже принимала участие, её ассоциировали с невестой, а символом жениха выступал дуб.

Ещё в Древней Руси существовало большое количество обрядов и обычаев, связанных с этим изящным деревом. Если в доме рождался ребёнок, то около входа во двор непременно сажали берёзу. Считалось, что этот обряд обязательно сделает новорождённого счастливым, а дом и семью, живущую в нём, дерево будет защищать от несчастий и бед.

А вот в Полесье всё было с точностью до наоборот. Здесь веровали в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает у его обитательниц женские болезни, а наросты на стволе дерева – это результаты наведения порчи. В некоторых деревушках берёзовыми ветками накрывали тело умершей женщины.

Народ всегда тесно связывал между собой образ берёзы и души усопших, это дерево воспринималось как проводник между реальным и потусторонним миром. Славяне считали, что в период троицко - семицкого цикла предки на время покидали мир усопших и являлись в мир живых людей. Считалось, что местом, где пребывали пришедшие души, являлась свежая зелень берёзы. Именно поэтому для душ умерших родителей из леса приносили свежие ветки берёзы и устанавливали их около входа в дом. Также около домов высаживали молодые берёзки, чтобы родителем всегда было куда прийти. Под деревьями ставили небольшие ковшики с водой, в которых души мылись. С обеих сторон крыльца клали берёзовые ветки, т.к. считалось, что они укажут предкам дорогу в дом.

Применение берёзы в троицких поминальных обрядах не ограничивалось украшением двора и дома свежими берёзовыми ветками. В эти дни происходило общение живых и мёртвых, которое включало в себя обязательное посещение кладбища.

Кроме поминальной еды, в состав которой входили яйца, окрашенные берёзовым листом, сюда приносили и берёзовые ветки. Ими обметали могилы, а после этого втыкали в могильную землю. Считалось, что таким образом усопшим «открывают глаза». Перед уходом могилы снова обметали берёзовыми вениками, дабы «закрыть глаза» мёртвым. Славяне верили в то, что такой обряд помогает более тесному общению с душами усопших людей.

В Польше берёзы, одиноко растущие среди поля, назывались деревьями духов. По приданиям, в них вселялись души умерших молодых девушек, которые по ночам выходили из берёз и могли насмерть «затанцевать» случайного прохожего. Именно поэтому поляки всегда считали очень опасным находиться около одиноких берёз.

Белорусы полагали, что некоторые признаки не совсем привычного вида берёзы, например, искривление ствола или наросты на нём, указывают на то, что под ней покоится невинно загубленная человеческая душа.

В различных поверьях и былинах берёза очень часто упоминалась в качестве атрибута нечистой силы. Ходили легенды о том, что ведьма могла надоить молока из веток берёзы, а также она летала по ночам не только на метле, но и на берёзовой палке.

Подаренные чёртом белые кони в сказаниях превращались в кривые берёзы, а преподнесенный нечистым хлеб – в берёзовую кору. Также говорилось о том, что женщину, в которую вселился бес, «бросало» на берёзу во время приступа.

Представление о берёзе в мифах, легендах и поверьях достаточно противоречиво. Некоторые народности считали, что берёза приносит сплошные беды и несчастья, и что строить дом на месте, где росла берёза – это верный путь к болезням и даже смерти.

Другие наоборот поклонялись этому дереву и считали её воплощением чистоты, доброты и благородства. Как бы там ни было, на Руси берёза всегда была любимым деревом и настоящим символом русского народа. Наши праотцы почитали это дерево за то, что она могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили берёзе угощения, садились около неё и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту.